Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

Декан Института экономики и менеджмента ПГУАС А.Е. Черницов принял участие в конференции «ITMO.OPEN: Educational practices», проходившей в С.-Петербурге 24 и 25 мая 2021 года. Организатором мероприятия стал университет ИТМО (информационных технологий, механики и оптики). Алексей Евгеньевич поделился своими впечатлениями от конференции и рассказал о планах практического применения полученной в Петербурге информации.

Как нужно обучать представителей нового поколения? Как сделать учебу интересной для студентов? Каким образом мы можем адаптировать свои образовательные программы под запросы цифровой экономики? Представители Университета ИТМО рассказывали участникам конференции, как они отвечают на эти вопросы, поделились собственным опытом работы на рынке образовательных услуг.

На мероприятие приехало более 200 человек со всей страны. Уровень участников был достаточно высоким: это ректоры, проекторы, руководители и разработчики образовательных программ. Но и для обычных преподавателей на конференции было много полезного.

Университет ИТМО, - вуз не очень крупный и не самый известный в стране. Однако за последние годы он сильно изменился в лучшую сторону, стал занимать высокие позиции в рейтингах университетов. Это обстоятельно было одной из причин, по которой А.Е Черницов решил принять участие в конференции ИТМО: «Мне было интересно, как этот достаточно небольшой вуз примерно за десять лет вырос в мощный конкурентоспособный университет, занимающий в разных рейтингах приличные места. Хотелось в ходе конференции найти возможности и точки роста для нашего вуза - с чего нужно стартовать, к чему стремиться, какие ресурсы понадобятся для развития».

Алексей Евгеньевич полагает, что на подобные мероприятия лучше всего ездить большой командой от университета, чтобы получить более разносторонний взгляд на предлагаемую там  информацию. Изначально задумывалось, что в Петербург поедет целая делегация от ПГУАС. Но в связи с занятостью сотрудников на конференцию сумел попасть только А.Е Черницов.

«Впечатлений и идей - масса. Я получил много практических советов и рекомендаций по поводу ситуации в нашем институте. Спикеры на конференции были просто замечательные. Кроме того, много дискуссий происходило вне площадок в неформальной обстановке. Я пообщался с коллегами, с которыми мы год назад проходили школу Сколково. На конференции мы вместе обсуждали наши проекты, дорабатывали их коллективно», - рассказывает декан ИЭиМ.

Всего в программе «ITMO.OPEN: Educational practices» было заявлено 27 площадок. Но многие из них проходили параллельно друг другу, в одно и то же время. Посетить все  площадки было физически невозможно. Поэтому организаторы предложили участникам выбрать для себя шесть самых приоритетных направлений и сосредоточиться на них.

«Меня больше всего интересовала «упаковка» и дизайн образовательного продукта, продвижение образовательных программ», - говорит Алексей Евгеньевич.  Но, помимо основных шести площадок, он все-таки ухитрился посетить еще несколько. В итоге за время работы на конференции декан Института экономики и менеджмента исписал большую часть блокнота полезными сведениями.

Рекомендации, которые озвучивались в ходе мероприятия, были очень практичными. Например, рассказывая о том, как лучше презентовать, «продать» свой образовательный продукт, спикеры ИТМО детально рассматривали всю схему своей работы, вплоть до разбора рекламных роликов, содержания контента их социальных сетей, программирования ботов в телеграм-каналах.

Один из выводов, который сделал для себя А.Е. Черницов в ходе конференции – у большинства российских вузов сегодня примерно одинаковые проблемы. ИТМО, к примеру, тоже испытывает сложности с набором новых студентов. Да, государство выделяет университету достаточное количество бюджетных мест. Но вопрос привлечения контрактников в вузе решается тяжело. Для ИТМО одна из важнейших задач - сделать свои программы платного образования востребованными.

А.Е. Черницов отмечает: «Мое убеждение, что университетам предложен статус коммерческих организаций, в ходе конференции подтвердилось. Мы сегодня мало отличаемся от предприятий, работающих на рынке. Да, в системе образования есть господдержка. Но при этом государство дает понять вузам, что надо заниматься актуализацией своей продукции - образовательных программ, научных исследований - для того, чтобы они были востребованы не только государством, но и на открытом рынке. В этих суровых условиях нам надо перестраиваться, находить возможности для существования и развития».

По итогам конференции «ITMO.OPEN: Educational practices» А.Е. Черницов сделал для себя несколько важных выводов, разработал примерную программу нововведений для своего института.

«У нас нет бюджетных мест. Мы - «коммерческие» с ног до головы. Поэтому мы должны предлагать рынку то, что он будет брать, за что станет платить», - говорит А.Е. Черницов.  А для того, чтобы понимать, что нужно потребителю, в первую очередь необходимо наладить мониторинг востребованности образовательных программ, полагает декан ИЭиМ.

«Этот кейс я отрабатывал в ИТМО. Но интуитивно я начал проводить такой мониторинг еще до поездки на конференцию. Я опрашивал студентов первого курса, выяснял, что им нравится и не нравится, что хотелось бы изменить и добавить в учебный процесс. Другими потребителями услуг университетов являются работодатели. Они получают результат нашего образовательного процесса. Нужно понять, кого они ждут, специалистов с каким набором компетенций и знаний и с каким мировоззрением хотят получить. Как минимум, эти две группы потребителей мы должны мониторить», - убежден А.Е. Черницов.

После мониторинга Алексей Евгеньевич планирует проводить актуализацию образовательных программ своего института. К примеру, ИТМО ежегодно корректирует свои программы, меняя их примерно на 30%.

Третьим этапом должна стать реализация обновленного образовательного продукта.

А.Е. Черницов уверен, что эти нововведения помогут его институту стать более эффективным  в современных условиях. 

 {gallery}/изображения/новости/030621/{/gallery}