Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

22 апреля 2021 г. в ПГУАС проходило профориентационное мероприятие «Как жить и учиться в университете». Его организатором выступил Институт экономики и менеджмента, а участниками стали около 100 школьников Лицея современных технологий управления № 2 г. Пензы.

Весна для одиннадцатиклассников - это особая пора. Юноши и девушки готовятся к важной метаморфозе - к превращению из школьников в студентов. Многим такой переход дается непросто, особенно если молодые люди пытаются «врасти» в свою новую роль методом проб и ошибок. Сотрудники Института  экономики и менеджмента ПГУАС давно определили для себя, что старшеклассников эффективнее готовить к студенческой жизни заранее и на системной основе. Поэтому институт ежегодно в течение 7 лет проводит Летнюю школу управления, где школьников готовят к полноценному обучению в вузе и осознанному выбору профессии. С этой же целью преподавателями кафедры «Менеджмент» подготовлен и издан учебник «Студент вуза: технологии и организация обучения в вузе».

А мероприятие, приходившее 22 апреля, можно было назвать «кратким курсом молодого бойца». Вернее - молодого студента. За несколько часов старшеклассникам успели показать университет, рассказать об основных направлениях обучения в Институте экономики и менеджмента, а также дать самые общие представления о том, что такое студенческая жизнь.

Школьников из лицея №2 приветствовали ректор ПГУАС С.А. Болдырев. Он рассказал старшеклассникам, что студенчество сегодня - это целый мир огромных возможностей. Нужно только уметь этими возможностями правильно пользоваться. Например, сейчас молодым людям стало гораздо легче выбрать себе профессию по душе. Если абитуриент поступил на один факультет, но в процессе учебы понял, что хочет получать другую специальность, то ему будет несложно перевестись на желаемое направление подготовки. Такие процессы идут в ПГУАС постоянно, и преподаватели помогают студентам во время этих переходов. Поэтому главное, что советовал ректор старшеклассникам - не бойтесь экспериментировать и ошибаться. Ошибки в студенческий период легко исправить, а эксперименты помогают выбрать собственный путь, на котором и учеба в радость, и будущая профессия по душе.

 Автор программы круглого стола заведующий кафедрой «Менеджмент», д.э.н., профессор С.Д. Резник подтвердил - бояться ошибок не стоит. Но и плодить их сверх меры тоже нет никакой необходимости. Лучший способ ничего не бояться - это заранее подготовиться ко всем неожиданностям и трудностям. Институт экономики и менеджмента как раз и дает старшеклассникам возможности для такой подготовки.

Семен Давыдович отметил, что даже отличники, попадая в университет, в первое время могут испытывать трудности сразу во многих сферах: «Как сделать так, чтобы к тебе по доброму относились студенты из твоей группы? Как взять максимум от лекций? Как жить в общежитии?  Многие первокурсники этого не понимают. Из-за этого они переживают, подвергаются стрессам, теряют время, получают задолженности по учебе. Зато те, кто уже знает, что такое университет, кто заранее окунулся в эту жизнь, берут от каждого дня обучения все, что только можно».

Декан Института экономики и менеджмента А.Е. Черницов, обращаясь к будущим студентам, обратил внимание еще на один аспект успешной жизни в вузе: «Неважно, в какой сфере вы станете реализовывать свой потенциал. Важно быть лидером, уметь брать на себя ответственность, вести за собой коллектив. Такие компетенции не берутся из воздуха, их можно только практиковать и нарабатывать».

После вступительных речей начал свою работу круглый стол «Как жить и учиться в университете». Своим опытом с будущими абитуриентами делились наиболее активные студенты и недавние выпускники Института: Антон Гришин, Дмитрий Тюрин, Оксана Запорожец, Кристина Евдокимова, Наталья Голышева, Кристина Кривошеева, Иван Флыгин, Мария Панина, Артем Делив. Модератором встречи стал доцент кафедры «Менеджмент» И.С. Чемезов.

Представители ПГУАС и школьники вместе обсудили, каково это - быть студентом, и чем студенческая жизнь отличается от школьной. Участники круглого стола сошлись на том, что в вузе от юношей и девушек ожидают большей самостоятельности. Студенту уже многое доверяют, а оценивают их пока не слишком строго. Возможно, именно это и делает студенчество лучшим периодом в жизни человека.  

Участники круглого стола поделились своими мыслями, как провести годы обучения в вузе интересно и с пользой. Рассказывая  о том, почему они выбрали именно ПГУАС, студенты и выпускники отмечали особую атмосферу вуза, доброжелательных преподавателей, а также возможность реализовать себя сразу во многих сферах. Школьникам дали и несколько полезных советов для их будущей жизни в вузе: нужно обязательно высыпаться по ночам, по возможности применять полученные теоретические знания на практике,  и, конечно, быть активными.

Во время круглого стола школьники могли задать интересующие их вопросы. Один из старшеклассников спрашивал, стоит ли ему поступать в архитектурно-строительный вуз, если он не желает связывать свою жизнь со строительством. (Почему бы и нет? Многие направления в ПГУАС почти не имеют отношения к стройке). Другую девушку интересовали возможности для занятия внеучебным творчеством в университете.  (Эти возможности огромны. Творческие коллективы ПГУАС охотно поддерживаются внутри вуза и отлично выступают на региональных мероприятиях).

Еще один вопрос был связан с получением материальной поддержки в университете. Специалист Центра маркетинга и непрерывного образования Антон Гришин отметил, что ПГУАС по уровню подобной поддержки превосходит остальные пензенские вузы, а стипендии для студентов доходят до 19 тыс. руб. в месяц. А выпускник Института экономики и менеджмента Дмитрий Тюрин добавил к этому: «Иногда бывает проще получить материальную поддержку через участие в форумах, грантах, конкурсах и олимпиадах. А вуз помогает с тем, как правильно оформить заявку, как грамотно написать проект и как его потом презентовать».

Завершить работу круглого стола И.С. Чемезов решил на лирической ноте. Он прочел стихотворение Эдуарда Асадова «Студенты», строки из которого вынесены в заголовок данной статьи.

А затем школьники были разделены на несколько групп по интересующим их будущим специальностям. В каждой группе преподаватели университета проводили занятия по своим профессиональным дисциплинам, стараясь сделать это оригинально и интересно.

Например, сотрудники кафедры «Маркетинг и экономическая теория» организовали для школьников деловую игру «Ребрендинг». По ее условиям, старшеклассники должны были разработать новое меню для компании «Макдоналдс», ориентированное на людей, ведущих здоровых образ жизни. Для этого ребятам предстояло придумать логотип и слоган для рекламной кампании. При этом ставилась задача, чтобы потребители перестали ассоциировать «Макдоналдс» с вредной для здоровья едой. То есть, по сути, школьникам нужно было сделать то, чего не смогли добиться профессиональные маркетологи из транснациональной корпорации. Но тем интереснее было выполнять задание этой деловой игры.

Заведующая кафедрой «Маркетинг и экономическая теория» д.э.н., профессор Г.А. Резник при общении со старшеклассниками отметила, что востребованность преподаваемой ею специальности в последние годы снова начала расти. Это раньше было принято жаловаться на преизбыток менеджеров и специалистов по рынку. Теперь грамотных маркетологов, экономистов и управленцев вновь стало не хватать.

Всего тематических площадок, на которых школьники знакомили с жизнью в университете, было организовано шесть.

Предполагается, что круглый стол «Как учиться в университете» станет лишь одним из первых совместных проектов ПГУАС и лицея №2, направленных на улучшение профессиональной ориентации выпускников, на их подготовку к поступлению в университеты и эффективному обучению в них.

{gallery}/изображения/новости/260421/1{/gallery}