Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

13 и 14 января 2021 г. группа десятиклассников школы №78 изучала свойства строительных смесей на лабораторном оборудовании нашего университета. Практические занятия проводила к.т.н., доцент кафедры «Физика и химия» Кристина Анатольевна Сергеева. За эти два дня школьники приобрели новые знания и навыки, попробовали себя в роли ученых-экспериментаторов, а также познакомились с нашим вузом и с некоторыми строительными профессиями.

Можно ли заинтересовать современных старшеклассников такой малоромантичной темой, как технология производства сухих строительных смесей? Оказывается, можно, если грамотно подойти к подаче материала. 

С недавних пор у российских школьников в учебной программе появился предмет «Проектная деятельность». Группа из 12 десятиклассников школы №78 выбрали для своих будущих проектов направление, посвященное строительным материалам и изделиям. Для более качественного изучения данной темы К.А. Сергеева после осенних теоретических занятий привела ребят в лабораторию ПГУАС.

13 января школьники осваивали основы: узнавали, как выглядят смеси, какие свойства имеют, как и какими приборами можно определить эти свойства. А 14 числа, хорошо подготовившись, ребята приступили к практике, к работе с лабораторным оборудованием. Для них это был новый и очень увлекательный опыт. Ведь в школьных лабораториях они не имели возможности поработать с пластометрами, специальными динамометрами, интерферометрами и  электронными весами с точностью измерения до третьего знака после запятой.

Для проведения занятий на бетонные покрытия были заранее нанесены семь видов строительных смесей. Школьники выявляли их адгезионную прочность (прочность сцепления), водостойкость, водопоглощение, водоудерживающую способность, паропроницаемость. А на дом им задали испытать смеси на морозоустойчивость, использую домашние морозильные камеры.

Эти измерения и эксперименты очень понравились старшеклассникам, говорит Кристина Анатольевна. Каждый этап они фотографировали, спешили поделиться результатами с преподавателем и друг с другом.

Во время практического занятия школьники узнали и про специальные добавки, которые улучшают свойства строительных смесей. И ребята, которые увлекаются химией, захотели почувствовать себя настоящими разработчиками - попробовали определить, как различные добавки повлияют на свойства смеси. В итоге из общей группы выделились 5 школьников, которые поставили для себя цель - разработать сухую строительную смесь, которая обладала бы высокими эксплуатационными свойствами и была бы при этом дешевле уже представленных на рынке смесей. Остальные 7 школьников разрабатывают составы с антиобледенительными свойствами.

Старшеклассники подумывают впоследствии отправить свои проекты на конкурс «PROдвижение». Разработка новых смесей, да еще и с хорошими характеристиками - задача сложная. Но К.А. Сергеева считает, что у ребят получится что-нибудь толковое. Тем более, что преподавательница, разумеется, помогает школьникам.  Она подбрасывает ребятам идеи, а те сами начинают подбирать правильные компоненты и пропорции.

Работа, которую Кристина Анатольевна проводит со школьниками, очень полезна и в плане профориентации, привлечении в наш вуз новых абитуриентов. «Когда школьники часто приходят к нам, они начинают чувствовать себя частью университета. Они уже чувствуют себя в вузе своими. Им здесь уютно, хорошо.

В начале сентября в 10 классе проводился опрос - кто куда собирается поступать. Про строительный университет написало только 3 человека. Затем мы запустили проектную деятельность, начали работать со школьниками. После каникул мы повторили опрос. И уже 22 школьника из 28 написали, что они пойдут в строительный вуз. Они даже определились со специальностью. Мальчики чаще идут на автомобильно-транспортное направление. Девочки выбирают архитектуру, дизайн, строительство. Несколько человек выбрали землеустройство и кадастр», - рассказывает К.А. Сергеева.

Подобное посещение университетских лабораторий пензенскими школьниками пока проходит в качестве эксперимента, пробы. Очень вероятно, что такая практика будет продолжена.

 {gallery}/изображения/новости/200121/{/gallery}