Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

«Толерантный человек» в ПГУАС

Международный день терпимости, отмечаемый 16 ноября, остался позади.  В нашем вузе серия занятий, посвященных толерантности, завершилась сразу двумя мероприятиями. 19 ноября 2020 г. в ПГУАС состоялся квест «Доброта объединяет» и открытая площадка «Толерантность - гармония в многообразии».

Само слово «толерантность» восходит к латинскому «tolerantia» - терпимость, терпение. Некоторые связывают происхождение термина с именем политика Талейрана-Перигора, который старался решать проблемы, не ущемляя интересов других людей, но и не забывая собственных. Многие, впрочем, считают хитроумного француза символом двуличности и беспринципности. Но сегодня в понятие «толерантность» входят все-таки положительные качества, такие, как терпимость, взаимное уважение и умение находить общий язык с людьми, невзирая на различия.

Организацией квеста, посвященного толерантности, занимались студенты из Волонтерского центра нашего университета. Интерактив, открытую площадку  «Толерантность - гармония в многообразии» готовили заместитель начальника управления по воспитательной и социальной работе ПГУАС Е.А. Макеева и председатель студенческого клуба нашего вуза Анастасия Стрельцова.  

В мероприятиях принимали участие первокурсники факультета «Управление территориями» и технологического факультета, юноши и девушки, обучающиеся на 2 и 3 курсах специальности «Строительство уникальных зданий», а также первокурсники  Инженерно-строительного института. Всего в этот день новые знания о толерантности получили около 150 человек.

Первое мероприятие было организовано в форме квеста. Студенты разделились на несколько команд. Перед ними стояла цель посетить ряд «станций», выполнить предлагаемые там задания и получить за это фрагменты ребуса. В финале нужно было сложить из собранных кусочков зашифрованную фразу и разгадать шараду. 

Во время квеста студенты узнавали что-то новое о толерантности самыми разными способами. Иногда им нужно было угадать ключевые слова в пословицах и афоризмах о терпимости и доброте. Иногда – применить эрудицию и ответить на каверзные вопросы. А иногда студентам приходилось познавать толерантность через телесный опыт, например, когда ребята буквально связывали себя друг с другом одной веревкой.

В финале все команды успешно разгадали собранные ребусы. Зашифрованные фразы были так или иначе связаны с толерантностью.

Второе мероприятие началось с интерактивной «разминки». Студентам задавали вопросы (например, о том, какие жизненные ценности они считают самыми важными), молодые люди передавали свои ответы в интернет через телефоны, и все присланные варианты тут же появлялись на большом экране в виде инфографики. С помощью этого высокотехнологичного метода быстро выяснилось, что наши первокурсники во главу угла ставят семью, любовь, деньги и пельмени.

Проведя интерактив-опрос, ведущая мероприятия Анастасия Стрельцова предложила студентов подумать над тем, как они понимают слово «толерантность». Результаты этих коллективных размышлений нужно было представить на листах разноцветной бумаги. Студенты могли просто написать, с чем у них ассоциируется рассматриваемый термин, а могли и нарисовать «толерантного человека». Многие предпочли второй вариант. Толерантность также изображалась с помощью лепестков, солнечных лучей, сердечек и человечков, держащихся за руки. Выглядело это странно, но креативно.

Елена Александровна Макеева обратила внимание студентов на то, что принятие других людей приходит через понимание, познание. Когда человек узнаёт чужую культуру и ее особенности, он больше не воспринимает ее как нечто чуждое.

Словно подтверждая эти слова, перед студентами выступила Динара Джораева, которая приехала учиться в Пензу из Туркменистана. Она рассказала о своей родине: о знаменитых коврах, достойных стать экспонатами музея, об ахалтекинских лошадях - гордости туркменов, о национальной кухне и о практически полном запрете соцсетей в стране. Впечатления от данного повествования дополнял ярко-красный национальный костюм Динары.

И действительно, подобные рассказы делают незнакомые нам страны чуть ближе.

Комментируя итоги тематических занятий, Е.А. Макеева говорит: «Цель мероприятий – не просто познакомить студентов с историей дня толерантности, но и через практическую деятельность обучить их приемам толерантного отношения к особенностям каждого человека. Ребята поработали в группах; они сами сформулировали содержание термина, поговорили о качествах, которыми должна обладать толерантная личность. Так что цель наша была достигнута».