Научно-исследовательская деятельность студентов

Организация научно-исследовательской деятельности студентов
в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства

Научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС) включает:

  • поисковую деятельность научного характера, направленная на объяснение явлений, процессов, установление их связей и отношений, теоретическое и экспериментальное обоснование фактов, выявление закономерностей посредством научных методов познания, в результате чего субъективный характер «открытий» может приобретать определенную объективную значимость и новизну.
  • обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда;
  • собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей.

Цель организации НИДС:

  • повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием;
  • выявление талантливой молодежи для последующего обучения в аспирантуре и пополнения научно-педагогических кадров вуза.

Основные направления НИДС:

  • выявление наиболее одаренных студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности;
  • создание благоприятных условий для развития и внедрения различных форм научного творчества молодежи, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте и результатах научно- методических разработок;
  • содействие развитию личности студента, формированию, приобретение навыков самостоятельной работы и работы в творческих коллективах, овладение методологией научных исследований;
  • обеспечение участия студентов в проведении прикладных, фундаментальных, поисковых, методических и педагогических научных исследований по приоритетным направлениям в различных областях науки и техники;
  • интеграцию научно-практических потенциалов преподавателей и студентов, направленную на решение научно-практических проблем в различных отраслях науки;
  • проведение мероприятий различного уровня для молодых исследователей на базе вуза.

Формы НИДС

НИДС выполняемая в соответствии с учебными планами и программами:

  • выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ), содержащих элементы научных исследований;
  • выполнение конкретных заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;
  • изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных.

НИДС, дополняющая учебный процесс:

  • работы в научно-учебных лабораториях, научно-проблемных и исследовательских группах;
  • выполнения индивидуальных научных исследований под руководством конкретного научного руководителя;
  • участия в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня: научных семинарах, конференциях, конкурсах работ, олимпиадах по дисциплинам и направлениям;
  • организации специальных курсов, программ, проведение занятий с группами студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности.

В ходе НИДС отрабатываются исследовательские умения студентов, т.е. способность осознанно совершать действия по поиску, отбору, переработке, анализу, созданию, проектированию и подготовке результатов познавательной деятельности, направленной на выявление (создание, открытие и т.п.) объективных закономерностей, явлений и процессов.

Основные элементы исследовательской среды ПГУАС

  • Научно-методический совет,
  • Совет научного студенческого общества,
  • предметно-цикловые комиссии,
  • творческие объединения преподавателей и студентов.

Обеспечение НИРС

  • Выделение средств на НИРС и контроль за их расходованием осуществляется ректоратом.
  • Студенты, участвующие в НИР, пользуются оборудованием, приборами и вычислительной техникой учебных и научных подразделений вуза.
  • Руководители кафедр и других научных подразделений вуза имеют право зачислять студентов на работу по оплачиваемым госбюджетным и хоздоговорным темам в период обучения их по договорам - подряда.
  • Время, необходимое для руководства НИРС, учитывается в индивидуальных планах профессорско-преподавательского состава кафедр в пределах времени, планируемого на учебно-методическую и научную работу.
  • Руководство НИРС считается обязательной составной частью индивидуального плана работы каждого преподавателя вуза.
  • Вуз планирует и проводит различные конкурсы, конференции, олимпиады и выставки за счет средств вуза. В отдельных случаях финансирование может проводиться за счет средств, выделяемых Минобразованием РФ на проведение конкретного мероприятия.

Студенческие научные объединения

  • Научные студенческие объединения представляют собой форму организации НИДС, дополняющую учебный процесс.
  • Работа в объединениях осуществляется под руководством преподавателей, имеющих должную научную квалификацию в соответствующей области знания.
  • Студенческие научные объединения утверждаются по представлению кафедр решением Совета факультета.
  • Темы и планы работ согласовываются с научным управлением.

Научный кружок студентов

  • Добровольное объединение студентов на основе общих познавательных интересов, направленных на формирование определённых исследовательских компетенций и получение конкретных научных продуктов.
  • Деятельность научного кружка регламентируется долгосрочной научно-исследовательской программой (на 2-3 года работы), а количество участников составляет от 10 человек.
  • В научные кружки могут входить студенты разных курсов и направлений, проявляющие интерес к соответствующей научной проблеме или отрасли знания.

Студенческая научная группа

  • Добровольное объединение студентов на основе общих познавательных интересов, направленных на изучение актуальных проблем, решаемых в рамках научного направления профильной кафедры института.
  • Примерная тематика исследований студентов разрабатывается на кафедрах и доводится до студентов в начале учебного года.
  • Тема научной работы для каждого студента или группы студентов определяется руководителем проблемной группы с учетом пожеланий студентов.
  • Выбранная тема должна быть актуальной, конкретной и доступной для выполнения.
  • Формы организации работы студентов в проблемной группе - индивидуальные и индивидуально-групповые.

Научно-исследовательское общество

  • добровольное объединение исследователей (студентов, аспирантов и молодых учёных) для обмена исследовательским опытом и координации научно-исследовательской деятельности;
  • предполагает массовое и свободное членство (оно может быть как фиксированное для наиболее активных студентов, так и не фиксированное), программу работы, открытую для новых тем и проблем, привлечение к исследованиям представителей широкого социума.

Научный коллоквиум студентов

  • научное собрание, на котором обсуждаются результаты деятельности студентов, осуществляемой в рамках индивидуальных исследований.
  • Программа коллоквиума ориентированна на различные отрасли знания и проблемы и может меняться в течение учебного года.
  • Членство, как правило, свободное. Однако если коллоквиумы носят системный характер (собеседования в рамках курсовых и дипломных исследований студентов, не связанных с научным направлением кафедры), членство может быть фиксированным.

Фотоотчет о мероприятиях

Сурский молодёжный инновационный форум

 

 

"Умник"

 

 

Выставка "Энергоэффективность"

 

День науки

 

Лестница успеха - 2013

 

Наука молодых

 

Одармол

 

Праздник науки

 

 

It-start