Управление качеством и технологии строительного производства

В составе факультета (института)

 

В рамках высшего профессионального образования кафедра готовит бакалавров и магистров по направлениям:

Направления подготовки бакалавриата

Код

Наименование

Форма обучения

Квалификация (степень)

27.03.01

Стандартизация и метрология

очная

бакалавр

Направления подготовки магистратуры

Код

Наименование

Форма обучения

Квалификация (степень)

27.04.02

Управление качеством

очная

магистр

27.04.01

Стандартизация и метрология

очная

магистр 


Кафедра "Управление качеством и  технологии строительного производства" занимается подготовкой бакалавров, инженеров-специалистов, а также магистров техники и технологии в области стандартизации и сертификации.

Инновационные образовательные программы

Качеству подготовки специалистов  направления 27.03.01, 27.04.01 и 27.04.02 способствует разработка и реализация кафедрой инновационных образовательных проектов. Преподавательским составом кафедры под руководством профессора В.И.Логаниной ежегодно ведется работа в рамках  инновационно-образовательных проектов: производственно ориентированной технологии обучения.

В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства  в процессе обучения студентов по направлению «Стандартизация и метрология» уже более 10 лет применяется производственно-ориентированная технология обучения [8].

Отличительной особенностью производственно-ориентированной технологии обучения, применяемой в университете, является то, что  работодатели непосредственно участвуют в проведении занятий: семинары, практические занятия проводятся с участием представителей производства

Методика выполнения работы с применением производственно-ориентированного обучения заключается в следующем: студенты получают задание по совершенствованию продукции и услуг в рамках существующего производства и связанные со спецификой его производственной деятельности; готовят отчеты, демонстрирующие результаты их работы (рисунок). Функция преподавателя изменяется: ему отводится роль консультанта и помощника.

При этом преодолевается стереотип мышления у преподавателя по организации процесса обучения: технология передачи знаний  заменяется технологией обучения с приобретением опыта; повышаются профессиональные компетенции преподавателя в сфере производства.

Проводя анализ конкурентоспособности продукции, студенты доказывают качественное отличие предлагаемого инновационного продукта или услуги от существующих аналогов.

Проекты выполняются коллективом студентов. Численность группы составляет от 6 до 10 человек. Каждому члену команды выдается конкретное задание. После окончания работы составляется отчет о его выполнении, который направляется на рецензию на предприятие, где выполнялась работа. Результаты докладываются и обсуждаются на предприятии. Отличительной особенностью производственно-ориентированной технологии обучения, применяемой в университете, является то, что семинары проводятся с участием представителей производства. Вся группа работает в интерактивном режиме, демонстрируя имеющийся опыт и обсуждая вопросы с докладчиком. Каждый доклад сопровождается графическими пояснениями.

Самостоятельная творческая работа студентов в команде в сочетании с практикой применения знаний предметной области предполагает активное использование профессиональных знаний в устной (дискуссии, принятие решений, подготовка и проведение презентации) и письменной (оформление протоколов, демонстрационных плакатов, подготовка коллективного отчета и индивидуального аналитического отчета) формах.

Коллективные проекты как форма обучения с опорой на индивидуальный и профессиональный опыт студента предоставляют прекрасные возможности для развития стратегий инновационного поведения и проявления личностных качеств. Студентами подготовлены стандарты организации в рамках системы менеджмента качества (СМК), которые внедрены на предприятиях. Курсовые и дипломные проекты выполняются по реальным заказам организаций и предприятий. Практикуется выдача студентам младших курсов сквозных творческих проектов, переходящих в выпускные квалификационные работы.

Бакалаврам и магистрантам данного профиля, в условиях рас тущего и меняющегося потока информации в области стандартизации, метрологии, подтверждения соответствия необходимо научиться быстро и безошибочно ориентироваться в большом объеме законодательных, нормативных документов, инструкций и т.п.

Поэтому любому специалисту в этой области следует приобрести навыки по оперативному поиску нужной информации, а это может быть успешным только при наличии умения работать с нормативно-правовой системой, имеющейся в каждой организации (на предприятии).

Для обучения работе с правовой и нормативной информацией была выбрана справочно-правовая система (СПС) «КонсультантПлюс», клиентами которой в настоящее время являются более 300 000 организаций во всех регионах страны. СПС «КонсультантПлюс» установлена в электронном читальном зале научно-технической библиотеки ПГУАС в . С тех пор ведется активная совместная работа сотрудниками библиотеки и Пензенского регионального центра СПС «Консультант Плюс» ООО «Агентство деловой информации» по пропаганде данной системы среди студентов университета, которые могут работать под руководством специалистов со следующими разделами СПС:

- законодательство;

- формы документов;

- технические нормы и правила.

Однако, бакалаврам и магистрантам направления «Стандартизация и метрология» важно уметь самостоятельно работать с данной системой. С этой целью для них ежегодно организуются курсы. Обучение рассчитано на 4 занятия, которые проводит главный библиотекарь. Рассматриваются следующие основные темы:

- общие сведения об СПС «КонсультантПлюс»; поиск конкретных документов;

-поиск информации по конкретному правовому вопросу; составление подборок документов;

-изучение возможности работы со списком документов; изучение документа; простейшие способы сохранения результатов работы;

-сохранение результатов поиска документов; создание собственного рабочего пространства.

В основу занятий положен практический материал с выполнением заданий по различным направлениям: по специальности, по типовым производственным и бытовым ситуациям и многое другое.

После обучения бакалавры и магистранты проходят тестирование с помощью тренинго-тестирующей системы и решают задачи по поиску правовой и нормативной информации с помощью СПС «КонсультантПлюс». Тест состоит из 20 вопросов, которые выбираются случайным образом по следующим темам: «Поиск и анализ документов»; «Работа с найденными документами»; «Особенности поиска, анализа и работы с правовой и нормативной информацией». Тест считается успешно пройденным при наличии 16-ти правильных ответов. Успешно сдавшие зачет получают сертификат пользователя СПС «КонсультантПлюс», который действует в течении 2-х лет и дает возможность нашим выпускникам использовать его на собеседовании при устройстве на престижную работу, делает их конкурентоспособными на рынке труда.

Работодатели рассматривают выпускников вуза как потенциальных сотрудников и заинтересованы в формировании у студентов требуемой профессиональной компетенции. Создаются и развиваются также долгосрочные взаимно заинтересованные связи высшего учебного заведения с предприятиями и организациями по профилю обучения, студенты получают возможность участвовать в научно-технических и научно-практических конференциях с докладами, используя полученные на предприятиях знания и практический опыт.

Результаты применения в вузе производственно-ориентированной технологии обучения показали, что увеличилось число оценок «хорошо» и «отлично» на экзаменах, при устройстве на работу снизился срок адаптации  на производстве выпускника.

 

Реализация производственно-ориентированной технологии обучения позволяет готовить конкурентоспособного специалиста, повышает конкурентоспособность продукции и предприятия в целом, путем внедрения совместных разработок студентов и преподавателей вуза; обеспечивает координацию взаимодействия работодателей с высшим учебным заведением, сокращает разрыв между качеством подготавливаемых специалистов и потребностями рынка труда.