Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

7 февраля 2023 года состоялось торжественное заседание научно-технического совета ПГУАС. Мероприятие было посвящено предстоящему празднованию Дня российской науки. На заседании прозвучали поздравления и доклады о перспективах исследовательской работы вуза. А в финале состоялось награждение лучших ученых университета.

Перед началом заседания преподаватели и студенты ПГУАС познакомились с выставкой научно-методических работ, устроенной рядом с входом в конференц-зал. На полках, помимо журналов и монографий, находились дипломы и патенты на изобретения ученых ПГУАС.

А в конференц-зале на столах лежали свежие экземпляры газеты «Вести науки». Эти небольшие информационные бюллетени подготовили для участников заседания члены Студенческого научного общества ПГУАС.  

Открыл торжественное заседание проректор по научной работе А.Н. Сафьянов. Затем с поздравлениями в адрес ученых нашего университета выступил ректор ПГУАС С.А. Болдырев. 

В своей речи Сергей Александрович перечислил некоторые достижения вуза за последние годы: «Нашему университету действительно есть чем гордиться. Мы с вами выдерживаем показатели научных достижений, в том числе и финансово-экономические показатели. У нас достойные результаты публикационной активности. Несмотря на все введенные в отношении России санкции, нами выпущено порядка 45 публикаций  в журналах баз «Scopus» и  «Web of Science». В прошлом году у нас была защита докторской диссертации и семи диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. Мы вели 4 гранта в 2022 году и продолжим их вести в 2023 году. Мы видим, что наш университет постепенно развивается, не стоит на месте».

Сергей Александрович заметил, что заниматься наукой в ПГУАС может быть тяжело, потому что сотрудники должны много времени и сил уделять преподавательской деятельности. Но такое совмещение имеет и положительные стороны. «Нас всегда окружает энергичная, заряженная молодежь. Студенты нас и мотивируют, и  дисциплинируют», - сказал С.А. Болдырев.

Завершая свое выступление, Сергей Александрович еще раз поздравил ученых с Днем российской науки: «Желаю всем удачи и здоровья! Не останавливаемся на достигнутых результатах, движемся только вперед!»

Д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент» С.Д. Резник в своем выступлении рассказывал о науке через призму собственной биографии. Делать первые шаги в этой сфере Семёну Давыдовичу было непросто. Ему и другим студентам приходилось, помимо учебы и овладения знаниями, много времени уделять работе на стройках. Первые годы в вузе С.Д. Резник проработал в качестве плотника-бетонщика на возведении «Химмаша», на строительстве кислородного цеха и инженерного корпуса.

«Плотник-бетонщик – это работа с топором, ломом, гвоздями, досками, - вспоминает Семён Давыдович. – Тачка с бетоном  и раствором – если не удержишь, валишься на бок вместе с ней. Осенью работа в грязи, зимой - в холоде. А по вечерам - идти учиться. Конечно, эти полтора года с учебой и науками у нас было тяжеловато». Но, может быть, именно в этот период у С.Д. Резника появился интерес к теме, которую он потом станет изучать с научной точки зрения, - как все успевать, как находить силы на все дела.

Когда Семён Давыдович начинал работать в пензенском строительном институте преподавателем, там не все понимали важность научной работы. «Я еще помню выступления некоторых маститых людей, которые говорили, что наука отвлекает от учебы. Такое тоже было. Но на нашей кафедре мы все хотели заниматься наукой. Мы думали об аспирантуре, мы радовались первой опубликованной статье», - говорит С.Д. Резник.

Главными направлениями научных поисков для Семёна Давыдовича стали управление в строительстве и менеджмент в вузах (а также менеджмент в науке, управлении собственным временем и т.д.).

Опираясь на свой опыт, С.Д. Резник выделил несколько причин, по которым современным преподавателям трудно заниматься исследовательской деятельностью. Затем Семён Давыдович рассказал о том, как на его кафедре стимулируют научную работу сотрудников. Раз в месяц там проводятся научные семинары и аспирантские семинары с участием приглашенных экспертов. Перед каждым сотрудником ставится крупная исследовательская проблема, решением которой он занимается в течение 2-3 лет. Кроме того, кафедра активно привлекает к научной деятельности студентов.

Преподавателю можно и нужно заниматься наукой, резюмировал С.Д. Резник.

Следующим выступал к.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Геотехника и дорожное строительство» В.С. Глухов. Вячеслав Сергеевич рассказал о ближайших перспективах и намечающихся тенденциях в строительной сфере Пензы и России.

«Шанс дается подготовленным», - с такого изречения начал развивать свою мысль  профессор. А готовится будущим выпускникам и нынешним сотрудникам ПГУАС нужно к тому, что в России  в ближайшие годы станут реализовываться крупные проекты по строительству небоскребов и высотных промышленных конструкций. Так, в Санкт-Петербурге «Газпром» намерен построить еще одну башню, которая будет даже выше «Лахта-центра», достигая 773 метров. В Самаре обсуждают будущее строительство 88-этажных зданий. В Мордовии собираются строить цементный завод, где будут возводиться объекты высотой выше 100 метров.

Для этих строек понадобятся высококвалифицированные кадры, которые  хорошо разбираются в конструкциях. «Я сегодня обучаю студентов, говоря им, что они должны быть готовы к решению очень сложных задач. И для этого им не надо будет ехать в Арабские Эмираты или в Америку. Надо работать здесь, в Поволжье», - сказал В.С. Глухов.

К.б.н., доцент, заведующий кафедрой «Инженерная экология» Л.М. Хурнова сделала доклад о том, что такое ESG-стратегия. Аббревиатура обозначает «экологичность», «социальная ответственность» и «эффективность корпоративного управления». Под проекты, разработанные по этим принципам, в России, к примеру, бизнес может получать кредиты от Внешэкономбанка (в формате так называемого «зеленого» финансирования).

Людмила Михайловна Хурнова, сотрудники ее кафедры, а также студенты ведут исследовательские работы, которые могут считаться элементами ESG-стратегии. Речь идет, прежде всего, об изучении парникового эффекта и способности зеленых насаждений поглощать углекислый газ.

Л.М. Хурнова: «Нами была обследована территория г. Пензы. Мы охватили 13 участков в разных районах города. Это позволило нам сделать определенные выводы – признать наиболее «зеленым» Железнодорожный район и наименее «зеленым» Ленинский. Еще мы разработали математическую модель, которая позволяет оценить эффективность поглощения углерода насаждениями в зависимости от уровня облесения, от пород деревьев и т.д.».

Людмила Михайловна и сотрудники ее кафедры собираются разработать готовый продукт – модель, которая может быть использована при любых работах по мелиорации и восстановлению леса для быстрой оценки эффективности данных работ. В ближайшее время экологи ПГУАС намерены масштабировать свои исследования, изучив ситуацию с парниковыми газами в районах Пензенской области.

Торжественное заседание ко Дню российской науки завершалось награждением деятелей науки ПГУАС, достигших высоких результатов по итогам прошлого года.

Даниил Мартышкин был признан лучшим аспирантом года. Молодой ученый получил также благодарственное письмо от главного федерального инспектора по Пензенской области. Звание лучшего магистранта года и благодарственное письмо от федерального инспектора  заслужила Алёна Пышная. А лучшим бакалавром по итогам 2022 года стала Марина Березнёва. К празднику девушка получила еще и благодарность от министерства образования Пензенской области.

Лучшим факультетом по организации научно-исследовательской деятельности стал Инженерно-строительный институт. Диплом и переходящее знамя вручили декану ИСИ Д.В. Артюшину.

Лучшими кафедрами по организации научно-исследовательской работы стали «Механика», «Экспертиза и управление недвижимостью» и «Физика и химия». Дипломы принимали заведующие кафедрами - соответственно А.И. Шеин, С.А. Баронин и Г.И Грейсух.

Победителей конкурса «Лучшее студенческое научное объединение 2022 года» оказалось сразу несколько. Диплом за победу объединения «Архиград» приняли его руководители И.А. Херувимова, Н.В. Соколова и О.В. Королёва. Диплом в этой же номинации получила представительница руководства архитектурной мастерской «Каменная летопись» И.И. Маслова. И от имени студенческого объединения «Старт в науку» награду получали Л.М. Хурнова, О.Н. Федосеев, В.А. Щепетова и И.Н. Симонова.

И грамотами за активную научную деятельность  были награждены: Н.В. Агафонкина, М.В. Арискин, О.А. Вдовина, М.А. Гаврилов, В.С. Глухов, А.В. Гречишкин, Л.А. Королёва, А.С. Кочергин, Е.Г. Лапшина, В.А. Леонтьев, И.И. Романенко, А.П. Самошин, О.Н. Федосеев, И.А. Херувимова, М.В. Черниковская, К.И. Чичеров.

Дорогие преподаватели и сотрудники, студенты и аспиранты ПГУАС! От всей души поздравляю Вас с Днем российской науки!

Наш университет сегодня по праву считается ведущим региональным центром научно-исследовательской деятельности в сфере строительства, архитектуры и других наук. Мы сохраняем и развиваем достижения научных школ, сформировавшихся в нашем вузе за десятилетия работы, и при этом ведем изыскания в самых передовых и перспективных областях знаний. ПГУАС гордится своими учеными, внесшими заметный вклад в отечественную и мировую науку. Имена многих наших профессоров и преподавателей известны далеко за пределами Пензенской области.

Особенно приятно видеть, что в нашем университете успешно развивается студенческая наука. Именно в вузе молодежь делает свои первые шаги в серьезной исследовательской деятельности. И, надо сказать, что юноши и девушки из ПГУАС вполне успешно идут по этой дороге. Научные статьи наших студентов и аспирантов печатаются в высокорейтинговых изданиях, конкурсные работы и проекты регулярно отмечаются высокими наградами.

Достижения молодых ученых и опытных исследователей ПГУАС - это результат долгого упорного труда. Поиск и обработка информации, эксперименты в лабораториях, подготовка и публикация научных статей, выступления на конференциях, защита своих выводов и результатов – преодолеть весь этот путь к новому знанию и открытиям бывает очень непросто. И я горжусь своими коллегами, которые, несмотря на все сложности, продолжают заниматься наукой во благо людей, во благо своей страны.

Дорогие друзья! Я хочу пожелать Вам плодотворной работы, новых перспективных идей и успешной реализации всех начинаний. И пусть во всех начинаниях Вам сопутствует удача. Поздравляю с Днем российской науки!

Картинка на сайт

Заместитель директора пензенского лицея архитектуры и дизайна №3 Е.Ю. Малкина участвовала в организации первых конкурсов имени Татлина и продолжает помогать с подготовкой и судейством олимпиад сегодня. Елена Юрьевна рассказывает о том, каким конкурс был много лет назад, и о том, с какими проблемами и неожиданностями приходилось сталкиваться организаторам. 

Е.Ю. Малкина отмечает, что олимпиады им. Татлина прошлых лет несколько отличались от нынешних олимпиад «Например, конкурс по рисунку был раздельным. Будущие дизайнеры рисовали голову, а архитекторы – фигуру человека.

Раньше проводилась олимпиада по живописи для школьников. Сейчас она тоже есть, но только для студентов. А олимпиады для школьников остались лишь по тем дисциплинам, которые проверяются на экзаменах при поступлении в вузы.

Олимпиады для 8-9 класса изначально не планировали проводить на конкурсе им. Татлина. Но дети же не могут одномоментно научиться выступать на конкурсах, чтобы одиннадцатиклассниками приехать и сразу выиграть. У них должна быть какая-то тренировка. Кроме того, ученикам 8 и 9 классов уже интересно посмотреть, чем  занимаются их старшие товарищи.  Поэтому и родилась идея сделать олимпиады еще и для 8-9 классов.

А вот в выставке с самого первого года участвовали дети всех возрастов. Свои работы присылают даже из детских садов – ребята 3, 4, 5 лет. Они пока рисуют интуитивно. Но все равно бывает так, что ребенок проведет одну линию, и уже видно, что из него что-то получится».

 Организовать мероприятие с сотнями участников всегда непросто. На сегодняшний день механизм проведения конкурса хорошо отработан. И все равно существует риск всяческих непредвиденных ситуаций. А в первые годы организаторам часто приходилось импровизировать и учиться на ходу. 

Е.Ю. Малкина вспоминает: «Директор лицея Татьяна Викторовна Вукович всегда хотела, чтобы в Пензу приезжали большие делегации, не один-два человека. Но у нас в городе было не особо много мест, где можно расселить людей в большом количестве. Я помню, Т.В. Вукович очень много бегала, договаривалась с гостиницами – кто там будет жить, сколько это будет стоить, можно ли устроить гостей как-нибудь подешевле. Один раз к нам приехала делегация из Сыктывкара, но на два дня раньше срока. Такое уж расписание было у их поезда. И эти гости два дня жили у нас в лицее. Их было человек 20-25. Мы освободили для них учебный класс. Наши школьники-«архитекторы» как раз в это время готовились к конкурсу и занимались творческим процессом в архитектурной мастерской. Поэтому их кабинет был свободен. Там мы поставили раскладушки, которые обычно используются для организации пришкольного лагеря. И в этом классе гости из Сыктывкара жили пару дней

А в один год несколько детей, участников конкурса, спали в спортзале ПГУАС, где проводилась выставка. Так получилось, что у них выдалось свободное время. Дети к тому моменту очень устали, а в гостиницу их было вести долго и далеко. И вот они устроились спать в спортзале».

Конечно же, во время конкурсов случались и неприятности, и недопонимания. «Все бывало, - рассказывает Елена Юрьевна. - Руководители делегаций терялись, дети уезжали на автобусах не в ту сторону. Например, объясняешь члену делегации: «Идете сначала налево, потом поворачиваете направо. Поняли?» «Поняли». Он выходит, и сразу поворачивает направо. Через некоторое время звонит нам: «Мы заблудились». Мы списываем такие случаи на то, что люди к нам приезжают творческие.

Еще был случай: руководительница одной из делегации нам заявила, что у нее украли фотоаппарат. Она так кричала, так кричала.  А когда вернулась домой, то выяснилось, что фотоаппарат она даже не брала с собой в Пензу».

Однако подобные случаи все-таки остаются единичными и не влияют на общее впечатление от фестиваля. Е.Ю. Малкина: «Да, бывает так, что кто-то уезжает от нас недовольным. И все равно они потом звонят и говорят: «Как у вас было хорошо, мы к вам еще раз приедем».

P1010006

История фестиваля им. Татлина началась в 2004 году, когда в ПГУАС прошел первый  конкурс-олимпиада детского архитектурно-художественного творчества. Среди участников соревнований был и старшеклассник из школы №3 Антон Белов. Спустя 19 лет Антон рассказывает о том, чем запомнился ему тот конкурс.

Сегодня Антон Белов – это известный в Пензе проектировщик, работающий в архитектурном бюро «Вещь!» На его счету создание арт-объекта «ПЕНЗА» (слово, сложенное из зеркальных букв; располагается на Юбилейной площади), проектирование обновленной площади Ленина, бульвара Славы и оборонительного вала (совместно с мастерской Бреусова). За последние годы Антон и его коллеги заметно увеличили объемы работ. Они делают проекты по всей России, не исключая Москву.

А 19 лет назад Антон был школьником, решившим показать свои таланты и умения на новом конкурсе имени В.Е. Татлина.

«В 2004 году я как раз собирался поступать в вуз, – рассказывает Антон Белов. - Я учился в лицее архитектуры и дизайна №3, заканчивал 11 класс. И в этот период я участвовал в олимпиаде им. Татлина. На том конкурсе, я помню, делал макет здания с бассейном, а также участвовал в олимпиаде по рисунку. И там я, кажется, занял второе место, не призовое. Гран-при в тот раз получили мои одноклассники – Михаил Оськин и Анастасия Лашманова (сейчас ее фамилия Пензина). Их работа называлась «Песочные часы».

Когда я участвовал в олимпиаде по рисунку, мы работали в одной аудитории с самарцами. И тогда я оценил, как сильно различаются школы рисунка Самары и Пензы. Пензенская школа более классическая. Она ближе к академическому рисунку. А самарская - более архитектурная, подача там более конструктивная. Линии у них были черные, жесткие. Штриховкой они особо не увлекались. Главным для них был линейный рисунок. А у нас Пензе стараются показать не только линейное построение, но и набрать штриховкой светотень.

Лично мне наш пензенский подход казался ближе, да и сейчас кажется. Однако это знакомство с самарцами несколько расширило мой взгляд на искусство. Тогда я узнал, что и так рисовать правильно, и так - тоже правильно.

Сами соревнования показались мне не очень сложными. Ведь я учился в лицее архитектуры и дизайна. Там у нас в первой половине дня были общеобразовательные занятия, а в другой половине - мы ездили в строительный университет и углубленно занимались там с вузовскими преподавателями. По времени олимпиада длилась столько же, сколько шли наши обычные занятия по рисунку. То есть, для меня все это было привычно, в порядке вещей.

А особенно на том конкурсе мне запомнилась выставка детских работ. Я и спустя годы после окончания университета хожу на эти выставки. На время конкурса в Пензу привозят очень много творческих работ из разных архитектурных школ. Эти экспозиции для меня всегда представляли большой интерес. Потому что дети очень смело рисуют – пробуют разные техники, используют карандаши, фломастеры, иногда что-то лепят, совмещают разные материалы. Взрослые профессионалы так смело уже не мыслят, они ограничивают свою «палитру». Если и в нынешнем году выставка будет проводиться, я с удовольствием туда схожу».

Почему пензенский  конкурс архитектуры и дизайна был назван в честь Владимира Евграфовича Татлина? Пойди история чуть по-другому, фестиваль сегодня носил бы имя Горюшкина-Сорокопудова, или имя кого-нибудь другого художника. О том, как   в начале двухтысячных выбирали символику и «покровителя» для детского конкурса, рассказала кандидат архитектуры, профессор, заведующий кафедрой «Основы архитектурного проектирования» Елена Геннадьевна Лапшина.

В.Е. Татлин – это родоначальник художественного конструктивизма. Владимир Евграфович сумел показать миру, как картина выходит из своей рамки и получает объем, материальность. Известность Татлина в мире находится примерно на одном уровне с известностью Казимира Малевича. И если Малевич более всего прославился своим «Черным квадратом», то Татлин – своей башней, задуманной как памятник III Интернационалу.

К Пензе Владимир Евграфович имеет прямое отношение – он учился в нашем художественном училище с 1905 по 1910 гг. Здесь закладывались основы его будущего творчества. И, надо сказать, Пенза старается сохранить наследие талантливого художника.

Так, преподаватель Пензенского художественного училища Дмитрий Николаевич Димаков в конце ХХ века решил восстановить макет главного проекта В.Е. Татлина – его знаменитой башни. В 1990 году в проект пришла Е.Г. Лапшина. «Мне дали задание сделать чертежи на основе фотографий макета башни, - вспоминает Елена Геннадьевна. -  Это было не так просто, как казалось. К счастью, помещение в Питере, в котором Татлин строил свой макет, сохранилось. Мы съездили туда, обмерили комнату. Я вычислила точки съемки, откуда были сделаны фотографии макета.  И благодаря этому нам удалось установить точные размеры. Работа по созданию чертежей заняла у меня полгода. В итоге мы сначала построили «пристрелочный»  двухметровый макет, а потом сделали такой же, какой был у Татлина – пятиметровый, плюс полтора метра подиум. Большая модель демонстрировалась на выставке в Дюссельдорфе.  А двухметровая башня (авторы макета - Д.Н. Димаков, Е.Г. Лапшина, И.Н. Федотов) до сих пор стоит в Третьяковке».

С воссозданными макетами пензенские исследователи творчества Татлина объездили множество стран. Выяснилось, что работы Владимира Евграфовича достаточно известны за рубежом и хорошо там принимаются.

В 2003 году в Пензе отмечалось пятидесятилетие со дня смерти Татлина. В связи с этим, проходившую в ПГУАС конференцию «Принципы формирования региональных архитектурных школ», а также Международный смотр-конкурс дипломных проектов архитектуры и дизайна посвятили памяти Владимира Евграфовича. И именно тогда впервые появилась эмблема – стилизованное изображение знаменитой башни Татлина

Елена Геннадьевна Лапшина рассказывает: «Я предложила «татлинскую» символику, потому что считаю, что Татлин – это самое высокое мировое имя, которое имеет отношение к архитектуре и дизайну в Пензе. Выше ничего здесь не было. Владимир Евграфович, конечно, здесь не родился. Но он учился в Пензенском художественном училище.

Логотип с башней Талина был принят и пошел в народ как своеобразный бренд архитектуры и дизайна Пензы. Татьяна Викторовна Вукович видела все это. И она советовалась со мной – можно ли дать имя Татлина еще и детскому смотру-конкурсу, который она организовывала. Не знаю, почему Т.В. Вукович советовалась именно со мной. Могу только предположить – это потому, что я участвовала в воссоздании башни Татлина».  

В итоге, Т.В. Вукович, посоветовавшись с Е.Г. Лапиной, решила дать создаваемому  конкурсу имя Татлина. «Была еще мысль назвать олимпиаду в честь И.С. Горюшкина-Сорокопудова, - вспоминает Елена Геннадьевна. - Но уж больно фамилия у него для детского конкурса невеселая». 

Впоследствии имя Татлина принесло конкурсу еще и практическую пользу – добавило мероприятию международной популярности. В Пензу, в ПГУАС приезжали не только российские ценители творчества великого конструктивиста, но и гости из Польши, из Германии, из Казахстана. На конкурсе им. Татлина побывали даже японцы – знаменитый скульптор Сатору Такада и профессор из университета Кобе Цукаваки Джун. Последний проводил в ПГУАС мастер-классы для студентов. В университете и сегодня хранится черный бумажный макет, копирующий скульптуру Цукаваки Джуна. Японец делал свою работу из металла, а наши студенты по его разверткам создали картонную копию.

«Татлин нас объединил со всем миром», - резюмирует Е.Г. Лапшина.

Важно отметить, что организаторы, присвоив конкурсу имя Владимира Евграфовича, не остановились на этом символическом жесте. Студенты и преподаватели ПГУАС старались раскрыть для участников и гостей наследие Татлина, показать разные грани его таланта. Ведь Татлин за свою жизнь сделал не одну лишь башню. Он занимался живописью, театральным костюмом, дизайном, создавал новые формы для посуды, разрабатывал крылатый летательный аппарат, даже придумывал декорации для спектакля. Студенты на основе этих материалов делали выставки, инсталляции и перфомансы, наряжались в костюмы по эскизам Татлина.

И, конечно же, влияние творчества знаменитого художника-конструктивиста можно заметить в работах детей-конкурсантов. Начиная с 2004 года, практически на каждой выставке присутствовали картины с творческим осмыслением той самой будоражащей воображение башни Татлина.