Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

В  конце января  2023 года председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление о расширении категории ученых, которые могут претендовать на государственную помощь при улучшении жилищных условий. Теперь жилищные сертификаты доступны для научно-педагогических работников научных организаций и вузов вне зависимости от их ведомственной принадлежности.

Молодые ученые могут получать государственные сертификаты на приобретение жилья, участвуя в государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Однако до сих пор на получение таких сертификатов могли претендовать только молодые ученые из научных организаций и вузов, подведомственных Министерству науки и высшего образования. Президент России Владимир Путин поручил Правительству расширить категории молодых ученых, которым доступно получение сертификатов, что и было сделано.

Остальные условия программы остались прежними. Чтобы получить сертификат, молодой ученый, нуждающийся в улучшении жилищных условий, должен проработать научным или научно-педагогическим сотрудником не менее 5 лет и иметь ученую степень кандидата или доктора наук. При этом возраст кандидата наук не должен превышать 35 лет, а возраст доктора наук - 40 лет.

Прогнозируется, что в 2023 году на сертификаты будут претендовать 3,4 тысячи человек. Средний размер выплаты составит около 3,5 млн рублей.

молодые ученые

Двадцатый международный фестиваль им. В.Е. Татлина стартовал в ПГУАС 14 февраля. В этот день с раннего утра, еще до церемонии торжественного открытия конкурса, в университете проходили мероприятия для школьников и для членов делегаций.

В первый день юбилейного фестиваля в Пензе была метель. Но в аудиториях ПГУАС юные участники конкурса слышали не завывания ветра, а мерный шорох карандашей. Десятки грифелей отчетливо звучали в тишине, словно маленькие музыкальные инструменты, создавая особую «олимпиадную» мелодию.

Фестиваль имени Татлина в этом году открыло соревнование по рисунку для десятиклассников. В трех аудиториях разместились более 60 начинающих художников. Еще несколько человек рисовали головы античных богов и богинь вне конкурса.

Даже по первым штрихам и наброскам было хорошо видно, насколько различаются стили и способы рисования у участников. Некоторые сильно нажимали на карандаш, проводя особенно жирные линии в районе глаз. А у некоторых  даже основные штрихи были едва видны на бумаге. Одни сразу вырисовывали силуэт. Другие сначала окружали будущий рисунок вспомогательными линиями, как здания окружают строительными лесами. У каждого был свой способ работы над картиной.  

А пока участники олимпиады по рисунку сидели за мольбертами, другие ребята, приехавшие на фестиваль им. Татлина,  совмещали приятное с полезным на мероприятии под названием «Праздник талантов и игр». 14 февраля бойцы студотрядов ПГУАС организовали и провели для школьников викторину и мастер-класс.

Викторина была, разумеется, на тему искусства. Ребята должны были отвечать на каверзные вопросы, демонстрируя свои знания в области архитектуры, дизайна, живописи и т.д. Задания оказались довольно сложными. Зато участники викторины в процессе узнали много нового. Например, то, что в серии работ художника Кацусики Хокусая «Тридцать шесть видов Фудзи» не 36 картин, как можно было бы предположить, а 46.

А на мастер-классе школьников учили делать макеты из бумаги. Такие работы достаточно просты в исполнении, но при этом весьма наглядны - дают представление, как объект должен выглядеть «в объеме». Ведущая мастер-класса отдельно уточнила, что в ПГУАС подобные макеты учат создавать на первом курсе Архитектурного факультета. Так что для будущих абитуриентов, планирующих поступать в наш университет или иной профильный вуз, это была еще и хорошая тренировка.

Для взрослых членов делегаций в первый день фестиваля состоялось небольшое совещание. Проректор по молодежной политике и воспитательной деятельности Е.Г. Рылякин рассказал об организационных планах на ближайшие дни, а также ответил на вопросы гостей из других городов.

Больше всего членов делегаций интересовал порядок проведения дистанционных олимпиад для учеников 8-9 классов. Как и в прошлые два года, эти школьники будут выполнять конкурсные задания в онлайн-формате. Механизм таких олимпиад уже хорошо отработан, однако у некоторых руководителей делегаций оставались технические вопросы – как организовать онлайн-трансляцию творческого процесса, сколько человек можно посадить под одну видеокамеру, как часто нужно снимать конкурсную работу на фотоаппарат и т.д.

И после всех мероприятий первой половины дня участники фестиваля отправились в областную библиотеку им. Лермонтова на церемонию открытия.

В настоящее время в ПГУАС обучается группа молодых людей из Алжира. Они изучают русский язык, чтобы потом поступить наш университет или другие российские вузы. И некоторые из алжирцев в этом году решили принять участие в фестивале им. Татлина. Двое из них, Йидир Бушемуа и Фатех Слимани, поделились своими впечатлениями о Пензе и о России.  

«Приехать в Россию – это был серьезный шаг для меня, - говорит Йидир Бушемуа. – Об этой стране я знал очень мало. Только то, что показывали по масс-медиа. Нам говорили, что в России очень холодная погода. И считается, что из-за такого климата русские люди красивые».

Йидир приехал в нашу страну из столицы Алжира. Молодому человеку  нравится Владимир Путин; он считает российского президента хорошим, строгим лидером. И Россия под его руководством идет по правильному пути, полагает Йидир: «Россия не похожа на другие страны. В Алжире воспринимают вашу страну как союзника, особенно в военной сфере».

Фатех Слимани приехал из города Хеншела. О России он поначалу тоже знал немного - что это большая страна, где в разных регионах живут разные народы в самых разных климатических условиях. А еще – что стране имеется развитая экономика и очень хорошее образование. «В России мы можем получать знания более высокого уровня», - говорит Фатех.

Йидир Бушемуа рассказывает: «Шаг за шагом я узнаю жизнь в России, ее культуру. Здесь живут приятный люди, которые улыбаются друг другу. Пенза – маленький город с красивой природой. Здесь небольшой трафик на дорогах, нет сильного шума машин. В Пензе очень спокойно. Этот город – хороший выбор для студентов».

После окончания языковых курсов Йидир собирается остаться в России, путешествовать по другим ее городам. Особенно его интересует  Санкт-Петербург и «белые ночи». Фатех после окончания учебы тоже намерен изучить Россию, а в особенности - культурное многообразие страны.

О фестивале им. Татлина у выходцев из Алжира пока не так уж и много информации. Но они постараются приложить все усилия, чтобы хорошо выступить на соревнованиях по рисунку.

Искусство – не их основной профиль. Йидир изучал общественные науки и философию, а Фатех – физику и математику. Но им интересно будет попробовать свои силы в творческих олимпиадах.

Йидиру нравится пейзажная живопись и работы некоторых представителей современного искусства. У Фатеха пока нет явных предпочтений в этой сфере. Зато он сам после окончания языковых курсов планирует изучать архитектуру.

9 февраля 2023 года в ПГУАС стартовал организованный Студенческим научным обществом  региональный марафон «Познай науку через искусство». В этот день состоялся мастер-класс «Наука глазами художника». Занятия для студентов четвертого курса провели старшие преподаватели кафедры «Рисунок, живопись и скульптура» Т.В. Мотова и Е.С. Цимбалист.

«Самая значительная вещь, с которой мы можем экспериментировать, - непостижимость. Это основное чувство, которое стоит у истоков истинного искусства и истиной науки». С этого афоризма Альберта Эйнштейна начался мастер-класс для студентов.

Хотя великий ученый и признавал родство науки и искусства, совместить две эти сферы человеческой деятельности бывает непросто. Как можно творчески изобразить науку  - ответ на этот вопрос далеко не очевиден. Преподаватели кафедры «Рисунок, живопись и скульптура» предложили студентам один из возможных вариантов такого художественного осмысления.

«Науки бывают разные. И не все их можно выразить с помощью устоявшихся образов. Поэтому мы сегодня не будем рисовать науку в образе химика или географа, а создадим абстрактную композицию, которая сможет показать бесконечное развитие нашей научной мысли», - объявила Е.С. Цимбалист, начиная занятие.

Преподаватели раздали студентам бумагу, карандаши и маркеры, а затем стали давать советы – как правильно выстроить композицию, как расположить оси симметрии и сколько таких осей стоит провести. Участникам мастер-класса предложили вначале обозначить карандашом контуры абстрактной фигуры на листе, а потом наполнить рисунок цветом с помощью маркеров.

Студентам дали несколько образцов для работы и порекомендовали ограничить используемую палитру, однако оставили простор для воображения. «В этой работе можно и нужно проявить свою фантазию», - сказала Т.В. Мотова.

Во время творческой работы преподаватели подходили к студентам и помогали им советами. Например, чтобы придать картине динамику, ребятам предлагалось сместить центр и наклонить ось симметрии.

Несмотря на то, что все работали примерно в одной канве, абстрактные композиции у юных художников получились очень разными.

Всего в мастер-классе участвовали около 20 студентов. Среди них была и Александра Протопопова, руководитель СНО и инициатор регионального марафона «Познай науку через искусство».